?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Одной из главных точек Пасхального маршрута неожиданно оказался Смоленск - один из древнейших и еще недавно культурнейших городов России: родина Глинки и Грибоедова, огромного числа известных поэтов, художников, музыкантов, артистов, мекка для творцов во времена Серебряного века. Однако сегодня, в преддверии своего 1150-летия, Смоленск производит впечатления города-руины. Оркестр, проехавший на автобусах от вокзала до центральной площади, где находится помещение Драмтеатра, был в полном недоумении: "Какой красоты город, и какой запущенный!"

Для маэстро же в Смоленске, как и везде, было важно понять, что реально происходит с культурой города, в каком состоянии культурные объекты, залы. Особенно скандальной оказалась свежая история, связанная с изгнанием Смоленского музыкального училища из своего здания в бывшее помещение кулинарного техникума. Администрацию города, поставившую цель заполучить любой ценой здание в центре, даже не смутил тот факт, что образовательные учреждения по закону не могут находиться рядом с питейными заведениями, а в данном случае, и вовсе иметь общую стену с четырьмя (!) ресторанами, барами и ночными клубами, а также вид из окон классов (для занятий будущих музыкантов, а не зэков) на колючую проволоку и мусорные баки с отходами бурной ресторанной жизни. Педагоги, ученики, родители, городская интеллигенция были возмущены, в поддержку училища выступал Владимир Спиваков, но на все обращения был получен отказ. Студентам же посоветовали в случае нехватки инструментов и аудиторий "барабанить пальцами по столам в читальном зале".

В эпицентр этого острого конфликта и попал во время Пасхального визита в город маэстро Гергиев. Естественно, что на пресс-конференции эта тема мгновенно выскочила на поверхность, хотя замгубернатора Сергей Кривко пресекал журналистов, разразившись абсолютно "гоголевским" по абсурду хвалебным монологом о "новом" здании училища. Гергиев не стал обострять дискуссию, но выразил желание лично посмотреть это здание после концерта. Как подчеркнул маэстро для местной прессы: "В Смоленске мне очень хотелось бы поддержать коллег, поддержать музыкально-образовательные учреждения. Я когда-то сам учился в очень небольшом училище и очень благодарен судьбе, что учился во Владикавказе - старинном городе, примерно таких же масштабов, как Смоленск. Я думаю этот разговор продолжить в Москве. Мариинский театр начинал свою историю с великих творений Глинки, вашего земляка - это начало начал для всех нас".

Надо заметить, что музыканты города ждали приезда Гергиева с оркестром, как чуда. Ничего равного по статусу этому музыкальному событию в последние десятилетия здесь не случалось. Оркестр это чувствовал и выдал своего "лучшего" Малера - на подъеме, в своей неподражаемой эмоционально захватывающей манере. На "бис" - коронная для оркестра глинковская Увертюра к "Руслану и Людмиле", граничащая по своему стремительному темпу с трюком. Зал устроил овацию оркестру минут на двадцать. Но главным итогом этого смоленского вечера стала спонтанная встреча маэстро с педагогами и студентами музыкального училища за кулисами: светлая, и, несмотря на душераздирающие проблемы, очень оптимистичная. Все вместе пошли к памятнику Глинке в старинном парке Блонье, где маэстро в глухой темноте, поразительной для центра города, имел разговор с исполняющим обязанности губернатора Александром Логутовым. Со стороны руководства города было обещано не переселять музыкальное училище в "скандальное" помещение. Конечно, хочется верить, что все произойдет так, как обещали местные власти, тогда действительно можно говорить о том, что в стране есть признаки культурного возрождения. А это именно та цель, которую ставит перед собой в последние годы Московский Пасхальный фестиваль.

Полный текст статьи Ирины Муравьевой "Вперед, к культуре!" про Пасхальный фестиваль здесь >>>

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
(Anonymous)
May. 12th, 2011 07:58 am (UTC)
Да, точно. Всем видно, что город в руинах, только нашим градоначальникам все хорошо, денежки осваиваются. А что с культурой происходит, так вообще ах. Это еще автор статьи не знает, что в городе даже нет выставочного зала. А ведь действительно, когда-то он был колыбелью русского искусства в конце 19 и начале 20 веков. Стыдно, страшно...мы, потомки, как варвары.....
( 1 comment — Leave a comment )