?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дорожники - пожарники



Уже нынешней весной Государственная Дума предполагает внести в Бюджетный кодекс РФ поправки, определяющие правовые основы создания дорожных фондов. Законопроект, который уже одобрен комитетом ГД по бюджету и налогам, предлагает формирование федерального дорожного фонда в составе федерального бюджета с базовым объемом бюджетных ассигнований в размере 254,1 миллиарда рублей. На его формирование будут направляться акцизы на бензин, при этом, на радость субъектов Федерации, с 2014 года в федеральный бюджет будет зачисляться только 28 процентов акцизов на бензин, а в региональные – 72 процента. Источником пополнения средств фонда станет также плата с транспорта массой выше 12 тонн, плата за вред, который причиняют автомобильным дорогам федерального значения автомобили, перевозящие тяжеловесные и крупногабаритные грузы, а также штрафы за невнесение этих платежей. Кроме того, в фонд предлагается направлять доходы от использования имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего пользования федерального значения, передачи в аренду земельных участков, расположенных в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения, сборы за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам на территории РФ. Субъектам РФ предоставляется право формировать свои дорожные фонды, при этом доходы, направляемые на их формирование, им предстоит определить самостоятельно. Из комментариев депутатов стало ясно, что главный эффект ожидается «не от увеличения объемов финансирования дорожного строительства, а от эффективного использования средств через дорожные фонды». В Смоленской области новость вызвала оптимизм.

Для справки: в 2011 году на дорожное строительство в федеральном бюджете в целом заложено 363 миллиарда рублей, в 2012-м - 347 миллиардов, в 2013-м - 395 миллиардов рублей.

- Территориальные дорожные фонды существовали до 2002 года, - рассказал руководитель государственного учреждения «Смоленскавтодор» Василий Залесов. - Допустим, в последний год своего существования в составе бюджета Смоленской области объем фонда составлял около 800 миллионов рублей при доходной части бюджета около 2 миллиардов. На фоне того, что отрасль имеет сейчас, это было очень прилично: в этом году на дорожное хозяйство выделено 1,2 миллиарда рублей при доходной части около 20 миллиардов. Возрождение дорожных фондов напрашивалось, поскольку ухудшение состояния дорожной сети – и не только в Смоленской области, но и по всей России - очевидно всем.

Ранее на формирование территориальных дорожных фондов шел налог на пользователей автомобильных дорог, который платили производственные, заготовительные, торговые и снабженческо-сбытовые организации. Для первых его величина рассчитывалась в зависимости от объема реализованной продукции, для вторых – от оборота. Вторым спецналогом был транспортный – его уплачивали физические лица, владельцы транспортных средств. К сожалению, политика налоговых органов, не считающих сбор этих налогов первоочередной задачей, привела к росту задолженности предприятий и граждан перед территориальными фондами. Кроме того, деятельность фондов сопровождалась постоянными скандалами, расходование денег никто не контролировал, и с 2002 года они были законодательно упразднены одновременно с отменой всех поступавших в них налогов. Предполагалось, что в дальнейшем отрасль будет финансироваться из бюджетных дорожных фондов за счет поступлений транспортного налога и акцизов на нефтепродукты. Первый целиком оставался в распоряжении региональных властей, акцизы делились пополам между региональными и федеральным бюджетом, и поначалу считалось, объем финансирования отрасли не сократится. Когда была сформирована база плательщиков транспортного налога, выяснилось, что расчеты не верны, и объем средств, выделяемых отрасли из региональных бюджетов, сократился в 5-6 раз по сравнению с тем, что было в эпоху дорожных фондов. Повышение транспортного налога и увеличение акцизов больно било по населению, поэтому с 2003-го по 2008 год объем дорожных фондов так и не удалось довести до уровня, позволяющего содержать, ремонтировать и строить дороги. С 1 января 2008 года понятие «дорожный фонд» в России вообще не использовалось.

- Для того, чтобы использовать средства фонда на какие-то посторонние цели, пусть и 3 копейки, требовалось решение областной Думы, и получить его было нелегко, – вспоминает Василий Залесов. - В период существования дорожного фона мы четко знали, какими средствами располагаем в этом году, сколько получим в следующем и еще через год. Мы могли планировать свою работу! Мы могли заранее заготовить проектно-сметную документацию, исследовать аварийные участки и включить их в перспективный план своей работы… Сейчас мы исходим из объема выделенных денег, и, например, в этом году вся областная программа дорожных работ сформирована на основании постановлений судов и предписаний ГИБДД, УВД, Росресстра и так далее. Мы ничего не планируем, мы – «пожарники»: осыпался участок дороги – мы ее ремонтируем... Если бы занимались полноценным содержанием дорожной сети, таких случаев вообще бы не было. На территории Смоленской области соответствует нормативам только содержание магистрали М1. Сеть областных дорог, разумеется, не столь важна, но на ее содержание направляется, даже страшно сказать - всего 3,7 процента от федеральных нормативов.

По мнению руководителя «Смолавтодора», ситуацию в какой-то степени спасает тот факт, что дорожные ремонтно-строительные управления (ДРСУ) – госпредприятия. Пользуясь этим, их можно привлечь в экстренных случаях для выполнения каких-то работ, им можно приказать, их можно о чем-то попросить. Так было в апреле, когда в Смоленске разбился польский правительственный самолет, так было летом, когда вспыхнул сильный пожар в Руднянском районе, а в некоторых далеких поселках ДРСУ даже в похоронах помогают – больше некому. Если эти предприятия окажутся в частной собственности, на дорожной сети области можно будет поставить крест. Ну, ситуация, возможно, изменится к лучшему уже в следующем году, с возрождением регионального дорожного фонда.

- Воссоздание федерального и региональных дорожных фондов можно будет только приветствовать, - заявил губернатор Сергей Антуфьев. - Средства федерального дорожного фонда будут использоваться для содержания автомагистралей федерального значения. Региональный фонд позволит проводить текущий и капитальный ремонт, а также вести строительство дорог на территории субъекта Федерации. С созданием фонда будет четко определен объем средств, направляемый на нужды дорожной отрасли. Это будут, так сказать, «окрашенные» деньги, которые можно будет использовать только на конкретные цели. Сейчас деньги, запланированные в бюджете на ремонт и строительство дорог, порой используются для решения иных неотложных задач. Это, конечно, негативно сказывается на состоянии дорожной сети.

Для справки: протяженность федеральных автодорог на территории Смоленской области составляет 697 км и включает в себя 96 мостов и путепроводов. Сеть областных автодорог общего пользования - 8307 км, 330 мостов и путепроводов.