?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Каша в голове



Сегодня побывал в гимназии имени Пржевальского на открытом "антикоррупционном" уроке. Как гордо сообщил председатель муниципального комитета по местному самоуправлению Владимир Соваренко, на этой неделе 4800 городских школьников участие в «Неделе противодействия коррупции". Во многих школах заранее проводились социологические исследования, призванные выяснить, как к коррупции относятся школьники и их родители. Обсуждение полученных результатов, как правило, проводилось в форме свободной дискуссии: класс разделялся на группы с противоположными позициями, каждая из которых пыталась доказать учителю свою правоту.


В одном из старших классов гимназии таких групп оказалось две: члены одной доказывали, что коррупция неизбежна и бороться с ней бессмысленно, вторые доказывали, что победа все-таки возможна. Предварительно проведенный опрос позволил установить, что больше половины учащихся 11 класса, принявших в нем участие, готовы дать взятку милиционеру, учителю и, в особенности, врачу, но при этом оставляют за собой право их осуждать. Дискуссия у ребят тоже получилась неожиданной. Например, прозвучало мнение, что коррупция является злом потому, что небогатый человек, не способный дать взятку, оказывается в неравном положении по сравнению с богатым. Его права нарушаются, поскольку он не в состоянии воспользоваться получить качественную медицинскую помощь или услуги в сфере образования, а это противоречит Конституции России. Ребята считают, что виной всему низкая зарплата – например, по их мнению, милиционеры берут взятки, поскольку им не на что жить, а врачам все суют деньги просто из жалости, так мало медики в России зарабатывают. Работники в наиболее коррумпированных сферах, говорят старшеклассники, не дорожат своим местом и не боятся его потерять. Социальное неравенство, по их мнению, будет всегда, а это означает, что решить проблему богатому человеку всегда будет проще – он просто заплатит, кому надо, и добьется нужного результата. Кроме того, смоленские гимназисты знают, что коррупция в России существовала с тех самых пор, как появилось государство, и как ни пытались с ней бороться, все было без толку. Еще благополучию коррупции способствуют менталитет жителей России (этот тезис подробно не развивался) и несовершенство законов, «многие из которых достались нам в наследство от Советского Союза». В качестве мер, которые нужно предпринять для борьбы с коррупцией, были предложены ужесточение ответственности, активизация действий правоохранительных органов, привлечение средств массовой информации, повышение зарплаты в наиболее коррупционных сферах. Старшеклассники признали, что нужно пересмотреть и свое собственное отношение к этому явлению: «нужно перестать давать взятки, потому что это такое же преступление», но при этом речь шла именно о личном отношении отдельного инвидуума. За 45 минут урока никто – ни учитель, ни школьники – ни разу не упомянули о роли гражданского общества и общественном контроле. Они считают Россию патерналистским государством и считают, что бороться с коррупцией должна именно власть. Самым «блестящим» было заявление юноши, заявившего, что коррупцию победит бедность: когда у человека не будет денег на взятку, он и давать ее не станет, и вымогать у него деньги будет бесполезно.

Трудно сказать, какую цель преследовала мэрия, организуя эту неделю, и как чиновники намерены реагировать на результаты этой акции. Никаких заявлений на этот счет не прозвучало.