?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



«Рано утром в город въехал князь К. и остановился в доме Марьи Александровны. Последствия этого приезда были неисчислимы. Князь провел в Мордасове только три дня, но эти три дня оставили по себе роковые и неизгладимые воспоминания». Иными словами: на прошлой неделе в Смоленске произошло чудо. Пусть оно было небольшое и негромкое, пусть его свидетелями стал узкий круг горожан, но все они запомнят его надолго. На сцене драматического театра имени Грибоедова выступил народный артист СССР, патриарх советского и российского театра и кино Владимир Зельдин. Это один из немногих людей, над которыми до такой невероятной степени не властно время – в свои 96 лет он грациозен, элегантен, остроумен и окружен прекрасными женщинами. «Да я на любую роль согласилась бы, даже без слов, только бы постоять с ним на одной сцене! Это счастье огромное, это подарок судьбы для меня», - говорит молодая артистка Московского драматического театра «Модернъ» Мария Орлова. И зрители с ней согласны: увидев Зельдина на сцене, они поняли, что до сих пор многого о театре не знали.

Самым поразительным является то, что Владимир Михайлович по сей день ездит на гастроли, причем не со своим родным Центральным академическим театром Российской Армии, а с театром «Модернъ», в постановках которого участвует в качестве приглашенной «звезды». Зачем это ему? Наверно, нетрудно мастеру ответить на этот вопрос какой-нибудь дежурной фразой, ведь спрашивали его об этом журналисты по всей стране за все эти годы, наверно, тысячи раз. Но Зельдин потому и патриарх, что считает необходимым отвечать серьезно и обдуманно.

- В силу материальных проблем, с которыми сталкиваются театры, гастролей сейчас почти нет, - говорит Владимир Михайлович. – Это связано с деньгами, это дорого… И в моем понимании, это страшное упущение! Культура имеет первостепенное значение в жизни страны, культура – это душа нации. Вы думаете, во время войны мы победили силой оружия? Нет, силой духа! Некоторые наши государственные мужи считают, что при распределении финансов о культуре допустимо вспомнить в последнюю очередь… Не переименованием милиции в полицию мы победим коррупцию, преступность, все остальные негативные явления в нашей жизни, а только культурой! Цивилизация разрушает мир, и препятствует этому только культура!

Вроде бы и не совсем по существу ответ, но нужно было находиться в зале Смоленского драматического театра имени Грибоедова в прошлую пятницу и видеть глаза, которыми люди смотрели на сцену. Что греха таить – эта сцена в последние годы видит больше шансона и антреприз, чем театра, а тут – и декорации, и музыка, и свет, и костюмы, и Достоевский, и… Зельдин! И вроде бы не самая сложная, не самая серьезная пьеса – «Дядюшкин сон», и поставил ее Борис Щедрин необычно, создав комедию вместо по всему напрашивавшейся драмы, но эффект поразительный! И как-то хочется встрепенуться, вспомнить о чем-то светлом, давно забытом… Ведь было же, было! И общий выдох на выдохе: «Невероятно!». Это, конечно, о Зельдине. И память об этом спектакле не сотрется, и люди, которые смогли это увидеть, стали чуточку лучше…

Сейчас Владимир Михайлович играет в пяти спектаклях. Главный из них – «Человек из Ламанчи», американский мюзикл 60-х годов, поставленный Юлием Гусманом в театре Российской Армии к 90-летию артиста. В успех этого поразительного проекта не верил никто, репетиции шли тяжело, некоторые актеры сходили с дистанции, но результат превзошел все ожидания – успех был оглушительный!

- Вот почему? А потому, что этот спектакль, этот герой говорит о человечности, о доброте, о красоте, о милосердии, - объясняет Владимир Михайлович. – Есть заповеди: не убий, не укради, не прелюбодействуй и так далее. У Дон Кихота тоже есть заповеди. Вот он говорит: «Дон Кихот, вздохни всей грудью живительный воздух жизни и задумайся над тем, как ты должен прожить ее. Не называй своим ничего, кроме своей души, люби не то, что ты есть, а то, каким хочешь и можешь стать!». Понимаете? Сейчас мир, как у Набокова: «И мы пришли в зловещий век». Если есть в мире волшебство, то оно в театре, в кинематографе. Люди приходят, видят декорации, сценографию, слышат слова актеров, смеются, плачут… Если ты хочешь, чтобы зритель заплакал, ты должен в себе накопить тысячи слез. Если хочешь, что он засмеялся, ты должен накопить в себе тысячи улыбок. Мы – волшебники! За волшебством зритель приходит в театр! Чудеса от Господа Бога бывают редко, а в театре и кино они происходят каждый вечер. Мой монолог заканчивается так: «Кто ответит, что такое безумие, когда весь мир сошел с ума, когда люди забыли о сострадании, о помощи друг другу… Искать сокровища там, где есть только мусор, наверное, безумие, но выбросить жемчужину только потому, что она из навозной кучи – тоже безумие. Но самое худшее безумие – видеть мир, такой, какой он есть, не замечая того, каким он должен быть!». Вот почему зритель приходит на этот спектакль. И для меня эта роль - счастье.

В Смоленске «Модернъ» показал два взрослых («Дядюшкин сон» Достоевского и «Однажды в Париже» Валентины Аслановой) и два детских спектакля (оба по пьесам Сергея Михалкова - «Трусохвостик» и «Зайка-Зазнайка»). Кроме Владимира Зельдина, в них блистали народная артистка России Наталья Тенякова и народная артистка СССР Вера Васильева. Гастроли были обменными, и это, кстати, тоже настоящее событие – впервые за долгие годы труппа Смоленского драматического театра в феврале отправится с гастролями в Москву – с ответным визитом, на территорию «Модерна».

- Город у вас удивительный, с такой историей… Вы скажите своим – пусть пригласят меня, я выступлю с концертом. Я же не только играю спектакли, но и читаю, и пою, у меня песни хорошие, - неожиданного говорит Владимир Зельдин.

Он не может остановиться. У патриарха есть миссия, и свой путь он, несомненно, пройдет до конца.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
l0nelys0ul
Oct. 31st, 2016 12:12 pm (UTC)
Можно было сказать и пару слов о том, что он сегодня скончался. На 102-м году жизни. А так какое-то воспоминание получается...
( 1 comment — Leave a comment )