?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Конечно, Италия – это, прежде всего, Рим. Но знайте: даже если вы увидели Рим, но не увидели Венецию – умирать рано! Главным источником информации о таинственном городе на воде для многих советских детей был роман Фенимора Купера «Браво». С тех пор, как замечательная книжка была прочитана, автору этих строк очень хотелось побывать в загадочном и опасном городе. В этом году мечта исполнилась.

Вслед за Чайльд Гарольдом

Называя Смоленск древним городом, мы имеем в виду исключительно его изложенную на бумаге историю. Сооружения, свидетельствующие о жизни нашего города в веках, можно пересчитать по пальцам, сам же город – порождение послевоенного СССР. Совсем иное дело – Венеция, архитектурный облик которой сложился в XIII-XV веках и с тех пор практически не менялся. В это трудно поверить, но и Фенимор Купер, и байроновский Чайльд Гарольд видели площадь Святого Марка такой же, какой увидел ее обозреватель «Рабочего пути»! Ну, туристов тогда на ней было поменьше.

В Венеции гостей не любят – откровенно и бескомпромиссно. Туристы приносят огромные доходы городу, но это не мешает венецианцам пихать их локтями на узеньких улицах (в Венеции есть калле (улочки) шириной 55 сантиметров). Некоторые горожане – те, кто помоложе - взяли за моду переходить на очень быстрый шаг, как бы показывая, что торопятся, и на этом основании требовать, чтобы туристические группы расступились. И совсем уж распоследняя выходка: венецианские супермаркеты специально спрятаны в глубине кварталов и лишены всяких витрин и вывесок – лишь бы туристы их не нашли, не создали внутри столпотворение и не раскупили недорогие продукты. Примерно так же в свое время относились к смолянам москвичи – ненавидели за то, что мы скупаем их колбасу!

Если же серьезно, то коренных венецианцев в городе становится все меньше. Причина проста: продав квартиру в Венеции, на материке можно купить пару домов с садом – разве можно удержаться от такой сделки? Иметь недвижимость в Венеции стало модно – теперь ее покупают голливудские актеры, политики, герои спиcков Forbes. Есть встречная тенденция: все больше старинных домов превращаются в комфортабельные гостиницы на 5-10 номеров.

Не уметь плавать плохо!


Что нельзя проигнорировать в Венеции, так это прогулку на катере по Большому Каналу и катание на гондолах. Нужно смириться с расходами нужно – в противном случае вы и самого себя не убедите в том, что побывали в Венеции.

Большой Канал – главная транспортная артерия Венеции (длина около 4 км, ширина 30-70 метров) - делит город на две части, соединенные тремя большими мостами, главный из которых – мост Риальто, известная на весь мир база венецианских ювелиров. В Большой канал впадает 45 маленьких каналов, по которым можно передвигаться на катерах и гондолах. Они играют роль обычных городских улиц, и события на них происходят те же – аварии, пробки, обгоны, пьяные гондольеры и так далее, есть и дорожные знаки. Вообще мостов в городе 350. А островов в венецианском архипелаге на сегодняшний день 18. За время существования города 160 каналов были засыпаны землей и стали обычными улочками.

В Амстердаме, скажем, тоже есть каналы, но нигде в мире, кроме Венеции, нет магазинов или гостиниц, попасть в которые можно только с воды! Здесь вообще нет привычного транспорта, в его роли выступают большие катера – вапоретто, имеющие номера и двигающиеся по четким маршрутам. В роли такси выступают частные моторные лодки. Венецианская гондола – узкая черная, отделанная серебром или золотом, лодка особенной формы, которая управляется гондольером с помощью единственного весла и собственных ног – ими ему порой приходится отталкиваться от стен домов. Помещается в ней пять человек.

Многовековая копоть – это красиво


Во время путешествия по Большому каналу видно, что многие здания, причудливо украшенные фасады которых проходят мимо ваших глаз, порядком потрепаны временем, неказисты. Они действительно потрепаны временем, поскольку приобрели свой современный облик 600 лет назад, но сетовать на никчемность муниципальных властей не стоит. Внутри такого здания вы можете столкнуться со столь богатым интерьером, по сравнению с которым кремлевские палаты могут показаться провинциальным Домом культуры! Другое дело, что шансов попасть в такую обстановку маловато: немалая часть венецианских красот (старинные интерьеры, дивные сады) остается недоступной для туристов по простой причине – они находятся в частной собственности.
Венецианцы обладают всеми необходимыми строительными технологиями и могли бы превратить свой город в рекламную картинку – «старинность» облика не повредить, а вот многовековой налет копоти (город отапливался каминами) убрать. Но… не хотят! И совсем не потому, что «в бюджете нет денег». Попытка была. На площади Св. Марка есть нелюбимое венецианцами сооружение – дворец Наполеона. На нем венецианцы и потренировались, попытавшись отчистить от копоти один из углов здания. Получилось – взгляду открылся красивый белый мрамор. Но горожане, представив себе, во что превратится площадь Св. Марка после такой чистки, от своей затеи отказались, сохранив жизнь многовековой копоти.

Удивительная фауна

Площадь Св. Марка невероятно красива - это даже местные голуби понимают. Прожорливых птиц тут десятки тысяч, и среди тысяч туристов чувствуют они себя превосходно. Если вам будет не жалко евро, вы их обязательно покормите, после чего фотоаппарат запечатлеет вас, полностью облепленного голубями, вступившими в бой за зерна кукурузы на ваших плечах и даже на голове! И вот что интересно: местные голуби где попало не гадят. Во всяком случае, никаких следов их жизнедеятельности на чудесных архитектурных шедеврах площади Св. Марка не видно. Наверно, отлетают на Большой Канал…

Символом Венеции является золотой крылатый лев, к дальней родне которого – семейству кошачьих - в городе относятся с огромным пиететом. Коты стараются соответствовать – они в Венеции огромные, весят 13-15 килограммов, важные, невероятно ленивые, абсолютно все имеют хозяев и носят ошейники. Зато собак венецианцы предпочитают совсем маленьких – таких, чтобы можно было носить их подмышкой. Как видите, пугать голубей некому.

Земная резиденция святого Марка


Вся площадь Св. Марка - достопримечательность. Во-первых, собор Святого Марка, изначально служивший для Венеции символом религиозной и политической власти. Сказать, когда он был возведен, невозможно: отдельные элементы ведут свою историю с IX века, другие пережили серьезную реставрацию в XVI веке. Купол с мозаичными изображениями библейских сюжетов, заставляет ахнуть - ничего подобного в мире просто нет. Именно здесь находится главная реликвия Венеции – Золотой алтарь, выполненным константинопольскими мастерами по заказу венецианского дожа.

На сто метро ввысь уносится колокольня Святого Марка, увенчанная статуей архангела Гавриила – по меркам Венеции, новодел. Башня на этом месте была уже в IX веке, но впоследствии много раз перестраивалась (именно на ней, кстати, развлекался с телескопом Галилей), а в самом начале ХХ века рухнула. В 1912 году колокольня была восстановлена в прежнем виде.
Другая прекрасная башня знаменита часами, которые только что были торжественно открыты после серьезного ремонта. В день, когда автор этих строк был в Венеции, любоваться можно было только обновленной задней частью часов, а через пару дней открылась и лицевая. Часы, которые показывают сезоны года, время, фазы Луны и движение Солнца по созвездиям, были созданы в XV веке, и самым главным их украшением являются фигуры двух мавров, которые каждый час звонят в колокола. Вот уже 500 лет венецианские часы ведут незримую борьбу за звание самых великолепных в мире с часами на Староместской площади в Праге, о которых автор этих строк рассказывал прошлым летом. Рассудить этот спор не могу: лицевой части венецианского чуда увидеть не удалось.

К площади Св. Марка примыкает одноименная пьяцетта с видом на море и Дворцом дожей – едва ли не самым знаменитым и необычным зданием Венеции: массивный верх покоится на ажурных колоннах. Строилось оно неспешно, много веков. Для того, чтобы рассмотреть все его детали, познакомиться с внутренними помещениями и двором, насладиться работами Тинторетто, Веронезе и других художников, понадобится, наверно, несколько недель. Увы. Наконец, знаменитый Мост Вздохов, соединяющий Дворец дожей с Новыми тюрьмами. По нему вели на допрос и возвращали в камеры несчастных узников (правление многих дожей отличалось жестокостью – почитайте Фенимора Купера), вздыхавших от тоски на этом закрытом со всех сторон мосте, сквозь решетки которого им виднелась свобода.

Народные промыслы по-венециански

В Венеции древний культ маски. Это очень стильное и симпатичное порождение маленького города с предельно ограниченной территорией: если спрятаться от знакомых невозможно, нужно скрыться под маской. В городе было жесткое правило: человек, лицо которого скрыто маской, не может быть узнан – даже в том случае, если встречный его знает. Любовь к маскам породила знаменитые венецианские карнавалы и целую отрасль современной экономики. Их невозможно описать – маленькие и большие, дешевые и дорогие, маски смотрят на вас из витрин тысячами пустых глаз, хвастаются богатством головного убора и изящностью татуировки на лице, выполненном из папье-маше. Фантазии их создателей можно только позавидовать: тут и более-менее обычные лица, и явный гротеск, и совсем уж откровенный моветон – маски Терминатора и Чужого. Хорошее изделие стоит достаточно дорого - от 35 евро.

О венецианском (правильнее – муранском) стекле слышали практически все. В Венеции с незапамятных времен создают стеклянные изделия, не знающие себе равных во всем мире, это очень сложное мастерство, передающееся из поколения в поколение, а стекло отличается редкой твердостью, что связано с качеством местного песка. В XIII веке дожи выселили стеклодувов, работа которых часто становилась причиной пожаров, из Венеции на остров Мурано. Изделия из муранского стекла недешевы, но если уж вы решили купить, скажем, бусы (цены на более-менее достойные начинаются с 20 евро) – покупайте их именно в Венеции.