?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



С 1 января в России полностью изменилась экономика пригородных железнодорожных перевозок. Инициатором перемен были железнодорожники: если раньше убытки от пригородных пассажирских перевозок компенсировались прибылью от дальних пассажирских или грузовых перевозок, то нынче каждым из этих видов деятельности занимаются отдельные компании. Делиться своей прибылью они ни с кем не намерены, а компенсировать убытки от нерентабельных электричек предлагается субъектам Федерации. Теперь региональные власти не только утверждают тарифы на перевозки, но и должны самостоятельно возмещать из своих бюджетов разницу между ними и экономически обоснованной стоимостью проезда. При этом свои предложения по экономически обоснованным тарифам представляет регионам не РЖД, а пригородные пассажирские компании (ППК), выступающие в качестве местных железнодорожных перевозчиков, соучредителями которых могут являться региональные правительства. Впрочем, правительство призвало заинтересованные стороны сдерживать тарифы на пригородные перевозки и выразило готовность выделить регионам из федерального бюджета субсидии, необходимые для расчетов с ППК. В нынешнем году для компенсации убытков от пригородных перевозок из федерального бюджета предполагается выделить 25 миллиардов рублей.

За неделю до нового года в администрации Смоленской области фактически не было никакого представления ни о тарифах на пригородные перевозки в 2011 году, ни о компании, которая будет их осуществлять. Соответствующие переговоры шли, но в таком ключе, что, по мнению областных чиновников, просто не могли завершиться успехом. Создавать новую ППК было поздно, и для того, чтобы за организацию пригородных перевозок в регионе с 1 января кто-то отвечал, руководство РЖД предложило властям Смоленской области заключить соответствующий договор с Центральной пригородной пассажирской компанией (ЦППК). Она была учреждена РЖД, правительствами Москвы и Московской области, и с начала 2006 года обслуживает движение электропоездов на всех направлениях Московской железной дороги. Компании приходилось углубляться на территорию Смоленской области, но до сих пор неглубоко – до Вязьмы, и, кстати, на официальном сайте ЦППК до сих пор нет никакой информации о расширении зоны ее ответственности.

Расчеты экономически обоснованных тарифов, представленные представителями ЦППК в департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике, по мнению областных чиновников, не выдерживали никакой критики. Как пояснил «РГ» начальник департамента Олег Рыбалко, тарифообразование – вне зависимости от того, идет ли речь о коммунальных услугах или о пассажирских перевозках – подчиняется четким правилам. Предложения ЦППК в них не укладывались, поскольку проверить их экономическую обоснованность было просто невозможно. Решить проблему удалось только после того, как компания получила статус монополиста: руководствуясь сведениями об инфляции, департамент принял решение об увеличении тарифа на пассажирские пригородные перевозки с 1 января 2011 года на 10 процентов - с 15 до 16,5 рублей за зону.

- Больше просто невозможно: если переводить этот тариф на привычный язык, речь идет о 1,6 рубля за километр, а это уже дороже, чем пассажирские перевозки автомобильным транспортом, - пояснил Олег Рыбалко.

Железнодорожники утверждают, что себестоимость пригородных перевозок в три раза выше автомобильных, но на просьбы представить соответствующие расчеты неизменно отвечают отказом. В результате в последние годы о размере компенсации просто договаривались: например, в 2010 году железнодорожники заявили об убытках в размере 350 миллионов рублей, но из областного бюджета на их погашение было выделено 20,4 миллиона. В 2011 году железнодорожники хотели бы получить около 400 миллионов рублей (сумма, предусмотренная на эти расходы в областном бюджете, не изменилась), но доказывать обоснованность этих требований ЦППК придется не перед областными властями, а перед Минфином.

Поскольку расходы на обслуживание пригородных перевозок растут темпами, намного опережающими рост благосостояния населения и доходы областного бюджета (в пять раз: с 69,9 миллионов в 2006 году до 351,4 миллионов рублей в 2010-м), власти Смоленской области задумались о необходимости ускоренного развития межмуниципального автобусного сообщения. В этом году, убытки железнодорожников, возможно, будут погашены из федерального бюджета, но в стране есть немало других проблем, и опыт показывает, что однажды эта обязанность будет переложена на плечи регионов. Вопрос, насколько регион нуждается в пригородных поездах, необходимо тщательно изучить, и, вполне возможно, их расписание удастся сократить, отдав там, где это возможно, предпочтение более дешевому автобусному сообщению.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
kuzma2012
Jan. 7th, 2011 08:13 pm (UTC)
Такое каждый год... блоги, блогами...но дело сдвигает не трёп в сети, а выход из неё на улицы))
rustam79
Jan. 10th, 2011 05:12 am (UTC)
Ага, каждый год такое. В Перми тишина покамест. последнее поднятие цен было 11 января 2010 года. А в этом году просто отмена электричек
(Anonymous)
Apr. 1st, 2011 09:33 pm (UTC)
using smart balls 745
352146
( 3 comments — Leave a comment )