?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



В Смоленске открылась выставка изобретателя матрешки Сергея Малютина - Российская Газета


В Смоленске случилась двойная премьера. Во-первых, публику впервые пригласили в выставочный зал на втором этаже открывшейся в этом году художественной галереи. Во-вторых, право первой в этих стенах персональной выставки было предоставлено Сергею Малютину (1859-1937), одному из известнейших художников Серебряного века, прекрасному иллюстратору и портретисту, творцу русского модерна, изобретателю матрешки.

Регалии художника можно перечислять долго, но в Смоленской области его память чтут уже потому, что он был одним из соратников княгини Марии Тенишевой, обустраивал вместе с ней Талашкино. Именно по его проектам там были построены знаменитые «Теремок» и храм Духа, и до конца жизни Смоленщина оставалась для Малютина родной и волнующей. Смоленский государственный музей-заповедник располагает огромной коллекцией его работ – больше тысячи единиц хранения, и в регионе просто нет выставочных помещений, способных вместить в себя все это богатство. Знакомить публику с наследием Малютина решили по частям, и нужно было видеть, как поразило первых посетителей выставки новость о том, что смоленский «Теремок» и всемирно известная русская матрешка – родственники.

- На Всемирной выставке в Нижнем Новгороде, где показали свое творчество многие русские и иностранные художники, Малютин увидел необычную японскую игрушку, - рассказала сотрудник музея-заповедника Светлана Михайлова. – Использовав эту идею, он создал разъемную куклу - круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, с чёрным петухом в руках, в которую вкладывались другие куклы. Помогал ему в создании матрешки сергиево-посадский столяр Василий Звездочкин, и сделана она была, в общем-то, мимоходом – никто тогда и предположить не мог, что матрешка так прославится и однажды начнет восприниматься во всем мире как один их символов России. 

Сергей Малютин родился в Москве, но рано лишился родителей, и в три года оказался в Воронеже у дальних родственников, купцов. По мере взросления те начали пристраивать его к семейному бизнесу, но однажды в городе открылась выставка передвижников, и, увидев ее, Сергей Малютин понял, чем ему хочется заниматься. Он вернулся в Москву, и с тех пор до конца жизни занимался только искусством.

- Его привлекала историческая тематика – Куликовская битва, монголо-татарское нашествие, - рассказала Светлана Михайлова. - Он сделал огромное количество этнографических этюдов, ходил по музеям, изучал предметы быта, одежду, амуницию тех времен. На нашей выставке мы знакомим посетителей с этим рабочим материалом, позволяющим оценить, насколько тщательно готовился художник к написанию своих работ. В постоянной экспозиции художественной галереи есть немало завершенных работ Сергея Малютина, а эта выставка фактически посвящена процессу его творчества, и дает возможность увидеть то, что обычно остается за скобками.

Работы Сергея Малютина – будь то иллюстрации к произведениям Пушкина, декорации к операм Глинки, проекты дома Перцова в Москве или талашкинского «Теремка» - выполнены в стиле русских сказок (или, что вполне возможно, образ русской сказки в нашем представлении сложился благодаря этому художнику). Он активно внедрял русский стиль в повседневный обиход, разрабатывая дизайн мебели, различных предметов быта, кухонной утвари, посуды, украшенных петухами, медведями и подсолнухами. В общем, творчество Сергея Малютина как нельзя более полно отвечает понятию «национальное достояние», и, наверно, нет ничего удивительно в том, что у художника сложились столь теплые отношения со Смоленской областью.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
(Anonymous)
Nov. 26th, 2011 06:44 pm (UTC)
В. Астапович
И раньше знал, что матрёшка – "близкая родственница" японской или китайской (точно не помнил, с чего содрали) куклы. Теперь ещё и «Теремок» навевает японо-китайские ассоциации.
( 1 comment — Leave a comment )