?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



В этом году, спасибо родной редакции, я оказался в Кисловодске, где быстро понял, что «человек, измученный нарзаном» - не фигура речи, а совершенно четкое описание состояния, в которое приводит человека отдых на водах. Чтобы вовсе не отключиться от реальности, мы решили отправиться в путешествие в Грузию, и полученные там впечатления оказались настолько яркими, что полностью разогнали курортную лень. В целом получилось замечательно: и на отечественном курорте побывал, и с еще одной страной познакомился.

Жизнью Грузии я не интересовался совершенно, хотя, конечно, знал о военном конфликте, запрете на импорт в Россию грузинского вина и некоторых других негативных событиях во взаимоотношениях наших стран. И поскольку в последние годы этого самого негатива куда больше, чем позитива, непроизвольно возникает желание сравнивать «как у нас» с тем, «как у них» - тем более, что почва для таких размышлений в Грузии более чем благодатная.

Экскурсии в Грузию на российском Кавказе - дело обычное, нужно только найти то, что тебя полностью устраивает, а это нелегко. В общем случае речь идет о туре выходного дня – трехдневной поездке, стоимость которой составляет 8-12 тысяч рублей и точно включает в себя переезд в Тбилиси на микроавтобусе и две ночи в гостинице. Поиск интересного наполнения – дело достаточно сложное, поскольку информации мало – предприниматель Сусанна и ее муж, водитель Mercedes Sprinter Карен, услугами которых мы с Олей воспользовались, сайта не имеют, и обнаружить их удалось совершенно случайно. Это оказалось удачей, поскольку они не только доставили нас из Минеральных вод в Тбилиси, но и разместили в комфортабельной гостинице в центре города, в районе Авлабар, предоставили экскурсовода, свозили в «город любви» Сигнахи, помогли с приобретением сувениров и даже банкет устроили. Пол-автобуса на пути туда и обратно занимала группа туристов, собранных другим предпринимателем, и их программа, как я понял, была дешевле и беднее: никаких поездок за пределы Тбилиси, никакого экскурсовода, хостел.

Собираясь в дорогу, мы так и не сумели понять, сколько же времени занимает дорога до Тбилиси. Причины этой таинственности выяснились быстро, на пограничном пункте Верхний Ларс у въезда в Дарьяльское ущелье. Это место породило достаточно грустные размышления об эффективности государственных структур двух наших стран – на российской стороне наш автобус простоял шесть (!) часов, на грузинской стороне все формальности заняли 15 минут. Объяснить этот беспредел, практически удвоивший продолжительность поездки, какими-то объективными обстоятельствами невозможно – собственно, водитель Карен сразу пришел от пограничников с известием, что проехать без очереди стоит три тысячи рублей. Если бы мы тогда знали, во что выльется преодоление границы без этой взятки, конечно, скинулись бы… Очередь на границе растянулась километров на десять, и она практически не двигалась – точнее не двигалось ничто, кроме машин с номерными знаками 15-го региона - Северной Осетии. Эти вообще не задерживались, и искать причины даже не стоило: на пункте пропуска работали местные, которые и создали для земляков режим наибольшего благоприятствования. Набитые людьми пассажирские автобусы пограничников не волновали – никто же, в конце концов, нэ мэшал скинуться, да? В общем, приехали мы к Верхнему Ларсу часа в три ночи, а движение началось только после 8 часов, когда на работу прибыл какой-то начальник. Дорога из Минвод до гостиницы в Тбилиси заняла около 13 часов – было дело, я за такое время из Смоленска до Хургады добирался.

Я помню времена, когда такое же безобразие творилось на смоленско-белорусской и белорусско-польской границах, и искренне считал, что беспредел ушел в прошлое вместе с 90-ми. Как оказалось, ничего не изменилось. Примерно то же было и на обратном пути: 15 минут на выезде из Грузии (притом, что у пограничников были все основания проверить пассажирский автобус на предмет соблюдения ограничений по вывозу, скажем, вина), и час – на въезде в Россию. При этом машины 15-го региона въезжали вообще через отдельные ворота, практически не притормаживая.

Портит ли это впечатление от поездки в Грузию? На самом деле, нет. Это портит впечатление о России.

Отправляясь в Тбилиси, специально ничего о городе не читал и не смотрел, так что приехал со смутным представлением, почерпнутым из книжек. Действительность оказалась совершенно иной: Тбилиси – поразительный и совершенно уникальный город, который практически не с чем сравнить. По своей истории, по огромному количеству памятников древности его можно сравнить, пожалуй, со Стамбулом, но в этом веке город был украшен множеством ультрасовременных сооружений, безупречно вписанных в ландшафт и исторический облик Тбилиси. Плюс огромные усилия властей, направленные на благоустройство, плюс – обширные парки и невероятное количество зелени на улицах, плюс – умопомрачительная ночная подсветка города, плюс – развитая транспортная и туристическая инфраструктура, плюс – явная ориентация на опыт европейских – Италия, Греция, Испания - туристических центров.

Ничего подобного я не ждал, и влюбился в Тбилиси уже в первый же день своего пребывания там. Ну вот представьте себе: прямо в центре города – настоящее горное ущелье с отвесными стенами, водопадом и ручьем на дне, а высоко наверху, прямо на обрыве – жилые дома и гостиницы! Город окружен горами, расположен ступенями – крыша одного дома соответствует полу следующего, работают фуникулер и воздушный трамвайчик, и буквально на всем в центре Тбилиси виден отпечаток хозяйской заботы и внимания.

Я, конечно, читал о том, как бывший президент Грузии Михаил Саакашвили справился с коррупцией в полиции – полностью распустил МВД и набрал молодых. Эта работа сопровождалась и архитектурно-пропагандистской работой – все полицейские участки в Грузии сейчас прозрачные, то же касается Дворца юстиции и здания МВД в Тбилиси. Наивно, скажете? Но работает – местные жители утверждают, что полицейские не просто не берут, но и задерживают тех, кто хочет дать, что краж, мелких правонарушений и нарушений ПДД в столице вообще нет! Не буду ни спорить, ни защищать это утверждение, могу только сказать, что во время ночных прогулок по городу мы не чувствовали никакой тревоги и не столкнулись ни с какими неприятностями (полиции на улицах, кстати, много). Там вообще очень комфортно – при всех неоспоримых достоинствах и «нездешности» окружающей обстановки, ради которой обычно и едешь отдыхать, в Тбилиси не сталкиваешься ни с языковым, ни с этнокультурными барьерами.

Расспрашивая местных жителей о достопримечательностях, превративших Тбилиси в современную европейскую столицу, постоянно получаешь ответ: «Это появилось при Саакашвили». Именно он пригласил итальянского архитектора Микеле де Лукки, украсившего столицу Грузии несколькими уникальными, ультрасовременными сооружениями, да и сейчас власти привлекают ведущие мировые архитектурные бюро для разработки проектов новых объектов. Нравятся результаты их работы не всем, но вот лично мне соседство нового и старого в Тбилиси показалось абсолютно гармоничным.

Не берусь анализировать работу Саакашвили на посту президента Грузии с начала 2004 до конца 2013 года, там, судя по всему, много всякого было, но скажу одно: ему нет и 50, но он успел оставить о себе память по всей стране - и не политиканством, которое легко забывается, а совершенно конкретными объектами, которые будут стоять, когда и его уже не станет. И это вызывает даже не просто уважение, а изумление, ведь вот взять губернаторов Смоленской области – кого можно помянуть добрым словом? Некого. Саакашвили в Грузии вспоминают постоянно, и те, кто попадался мне, – именно добрым словом.

Нефтью и газом Грузия небогата, промышленности практически нет. Саакашвили решил сделать страну привлекательной для туристов, и ведь получилось! Рассказывают, например, что еще 10 лет назад Сигнахи был ничем не примечательным маленьким городком. И вот однажды туда приехал Михаил Саакашвили и члены правительства, обедали и обсуждали, как сделать этот населенный пункт жемчужиной Кахетии. В дело пошли легенды: неподалеку родился замечательный художник Нико Пиросмани, и именно в Сигнахи и именно с ним вроде бы происходили события, описанные в песне «Миллион алых роз». Так родился слоган «Сигнахи – город любви», подкрепленный совершенно конкретной особенностью – в городе круглосуточно работает ЗАГС, и жениться туда приезжают со всей Грузии. Помимо всего прочего, в город были вложены огромные средства: жителям, готовым заняться капремонтом своих домов, предоставлялись беспроцентные кредиты. Сейчас Сигнахи похож на европейский пряничный городок, аккуратный и ухоженный. Говорят, сейчас такая же работа проводится в Телави, известном по «Мимино», то есть формирование туристической привлекательности Грузии продолжается и после Саакашвили. Правда, о своем нынешнем президенте даже грузины ничего не знают – говорят, он вообще на людях не появляется, тихий.

Не буду идеализировать: в центре Тбилиси, в районе Авлабар хватает обшарпанных строений – типа тех, кто можно наблюдать у нас в Офицерской слободе. Живут в Грузии, как мне показалось, небогато, на улицах много попрошаек (впрочем, и в Кисловодске по сравнению со Смоленском их много), но вообще-то судить об этом сложно, поскольку привычные ориентиры там не работают. Вот история от водителя Карена. По программе утилизации он купил себе какую-то новую модель «Жигулей», не запомнил, какую именно. Обошлась ему машина в 240 тысяч рублей. Приехал он в очередной раз в Грузию, где его авто вызвало неподдельный интерес, поскольку новых «Жигулей» там нет вовсе, это настоящая диковина, хотя советские «шестерки» и «семерки» встречаются еще во множестве. Друзья спросили, сколько стоит такая красивая новая машина, Карен сказал – 8 тысяч долларов (тогда бакс стоил около 30 рублей). «Вай, зачэм такой дорогой машина купил? – сказали ему грузины. – Здэсь за такие дэньги два Mercedes SL купить можно!». Это действительно так – на улицах полно шикарных машин, и даже у потрепанного домика в провинции нередко стоят огромные блестящие джипы или тот же элегантный SL. Гонят их из Европы, ввозной пошлины то ли нет, то ли она очень незначительная, и это позволило правительству Грузии обеспечить население недорогими качественными автомобилями.

В Грузии говорят о резком увеличении количества российских туристов, и, думаю, это даже не столько с обвалом рубля связано, сколько с теми усилиями, которые вкладывает правительство страны в ее туристическую привлекательность. Конечно, в первую очередь катаются туда по Военно-Грузинской дороге жители Пятигорска, Минеральных вод и других кавказских городов, и в этом смысле КПП «Верхний Ларс» в своем нынешнем виде – настоящая подлянка. Отправиться в Грузию из Смоленска куда сложнее – билет на самолет Москва-Тбилиси стоит не меньше 10 тысяч рублей в один конец, дороговато. Нам, что и говорить, представилась очень удачная возможность там побывать, и, честно сказать, уже снова туда хочется.

Здесь фотографии Тбилиси, попозже выложу еще Сигнахи, а может – и Кисловодск.





















































































Comments

( 2 comments — Leave a comment )
v_strane_i_mire
Jun. 16th, 2016 08:10 am (UTC)
Я в Тбилиси бывал раз шесть.
Но четыре раза при советской власти.
А два недавно.
Один раз зимой 2010-го - 2011-го года.
И в апреле этого года.
Общаюсь с разными людьми там.
И грузинами, и русскоязычными.
Насчет безопасности, отсутствия криминала серьезного,полиции и развития туризма все так как вы написали.
Но бедность большая.
Я не помню, среднюю зарплату и размер пенсий.
Но очень низкие.
Безработица большая.
И есть нетуристические районы Тбилиси, где дома давно не ремонтировались и разбитые дороги, которые много лет не ремонтировались.
Хотя, в целом, себя там чувствуешь расслабнее чем в России и комфортнее.
raichev
Jun. 16th, 2016 09:26 am (UTC)
Говорят, российские пенсионеры переезжают туда и неплохо чувствуют себя в Грузии с российской пенсией.
( 2 comments — Leave a comment )