?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Случайно нашел у себя в архиве номер "Смоленских губернских ведомостей" от 26 июня 1998 года с материалом, посвященным "советскому" проекту набережной Днепра: мой уважаемый коллега Василий Ганжала тогда поговорил на этот счет с весьма компетентным человеком - только что назначенным главой городской администрации Иваном Аверченковым. Вот текст, ниже некоторые оценочные суждения:

НАБЕРЕЖНАЯ: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

В Смоленск Иван Аверченков приехал в лейтенантских погонах, которые проносил два года в армии после окончания Белорусского политехнического института. Был 71-й год. В чужом незнакомом городе он искал себе уголок с койкой, а если быть более точным, работу с общежитием. Такая нашлась, и он стал старшим инженером по технике безопасности треста «Спецстроймеханизация». Затем начальником участка, заместителем начальника управления. Был главным инженером, начальником «Дормостстроя № 1», начальником управления областного управления дорожного строительства, управляющим трестом дорожного строительства города Смоленска. Начальником УЖКХ города, заместителем мэра, заместителем главы городской администрации и теперь, как всем известно, назначен городским головой. Трудовая деятельность Ивана Аверченкова отмечена орденом Дружбы народов, званием «Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства России».

При всей своей занятости, тем более, в первые недели после вступления в должность, Иван Александрович любезно согласился встретиться с корреспондентом «Смоленских губернских ведомостей». Но речь в данном случае шла не о «наполеоновских» планах нового головы, а о судьбе небольшого земельного участка между двумя мостами через Днепр.

Нынешний Днепр, конечно, не так широк и могуч, как раньше, но эта река издревле была гордостью и символом смолян. А посему поросшая кустарником, захламленная чем попало, изрезанная рытвинами и монолитными железобетонными элементами набережная волнует смолян не меньше. Ведь некогда там «кипела» работа, нацеленная на создание грандиозного сооружения с «одеванием» в бетон и гранит русла реки по типу Москвы, Ленинграда и далекого-далекого «забугорья». А фрагменты заросшей «потемкинской» лестницы, которой планировалось соединить героическое прошлое и светлое настоящее, напоминают о широкомасштабных проектах «нерушимого» государства.

Кстати, в своей книге "Ответ историку" Иван Ефимович Клименко, который, несомненно, причастен к проекту набережной, почему-то и словом о ней не обмолвился.

И все же. Как это было? Задали мы вопрос Ивану Александровичу Аверченкову, чья без малого 30-летняя жизнь строителя-коммунальщика прошла в славном Смоленске.

- Было это в начале 80-х годов, тогда я работал управляющим трестом. Планировалось обустройство набережной по южной стороне от Большой Советской до улицы Дзержинского. Во всю длину предполагалась бетонная подпорная стенка с облицовкой гранитом, с подсветкой и, естественно, благоустройством прилегающей территории. Но с учетом строительства мемориального комплекса ниже Дома Советов, который планировали сдать к 40-летию Победы, от набережной вверх к нему должна была идти соединяющая лестница. Планы были грандиозные. На эти работы предполагалось выделить 13 миллионов рублей! Совмин рассматривал этот вопрос, но денег не нашли и памятник перечеркнули.

- А проект уже был?

- Для мемориала были технико-экономические обоснования, на проект только обещали дать деньги. Но не дали. А на набережную уже была разработана Московским институтом «Гипрокоммундортранс» проектная документация. Кроме того, что я уже перечислил, в его состав входила еще одна большая работа. Для подъема уровня Днепра в зоне города, за Гнездовым, где сейчас проходит кольцевая дорога, планировалось строительство дамбы. Кстати говоря, она позволила бы нам и регулировать паводки.

- Чья была задумка?

- Трудно сейчас ответить на этот вопрос. Решал обком, облисполком, городские власти.

- Дитя семи нянек? И как же оно росло?

- У города денег не было, и строили набережную по мере выделения средств из госбюджета. А выделяли их очень мало. Сооружение дамбы не могли начать по этой же причине. Тогда же, я и до сих пор не знаю кто, но кто-то принял решение не строить дамбу, а построить только мост в этом районе. С тех пор и начались все неувязки. В итоге оказалось, что эта набережная никому не нужна. Ведь все планировалось под определенный уровень воды. И к тому же, что можно строить с таким финансированием? А затем пошли реформы, и вот имеем, что имеем.

- Иван Александрович, сейчас госбюджет ничего не дает, в городе тоже казна не богата, так и будем иметь, что имеем?

- Средств действительно мало. Но сейчас разработан проект, по которому мы соединим Большую Советскую с Большой Краснофлотской вдоль набережной. По самой набережной уберется хлам и мусор, будут сделаны пешеходные дорожки, установлены фонари, разбиты зеленые зоны. Пусть скромно, но к 1135-летию города мы хотим навести там порядок.

Василий ГАНЖАЛА.
«Смоленские губернские ведомости», 26 июня 1998 года.


*****

Смешно, но в 1998 году эта тема была вынесена обложку газетного номера с заголовком: "Набережная Днепра: проект века или гигантомания по-смоленски". Сопутствующий коллаж был ехидным: мы налепили на изображение Смоленска и Статую Свободы, и парижскую Триумфальную арку, и Сфинкса с пирамидами из Гизы, и Эйфелеву башню. Тогда казалось, что смешная советская гигантомания навсегда ушла в прошлое, и теперь деятельность власти будет, наконец, направлена на создание комфортной городской среды - чтобы дороги были хорошие, чтобы вода шла из крана горячая и холодная, чтобы детские сады с поликлиниками нормально работали...

Спустя без малого 30 лет после этого разговора Смоленск получил "набережную" - безобразное сооружение, при строительстве которого важно было не то, как и где построить дамбу, как поднять уровень Днепра, чтобы было красиво, а как украсть побольше денег - а где их больше украсть, как не при проведении никем не контролируемых бетонных работ? Набережная эта, конечно, пусть не надеются, только в документах будет числиться "владимирской" или как -то еще, а на деле все и всегда - даже через 30 лет - будут вспоминать в этом контексте губернатора Алексея Островского - человека, который не постеснялся, не моргнув глазом, всучить горожанам это убожество.

Но обратил я внимание на этот текст даже не из-за набережной. В статье, как мне кажется, есть два существенных момента. Во-первых, обратите внимание на трудовую биографию Ивана Аверченкова, аккурат в то время занявшего пост главы администрации города-героя Смоленска. Посмотрите, где он работал, сколько всего прошел, каким опытом обладал к тому моменту... И сравните с трудовыми биографиями Алексея Островского, его заместителей Платонова и Кузнецова, главы администрации Смоленска Николая Алашеева. Понятно, да?

Второе. Обратите внимание на подход к проблеме. Речь не шла просто о набережной, чтобы украсть денег. Люди думали, как сделать красиво - лестницу построить, памятник установить, дамбу возвести, чтобы с набережной хотя бы река была видна, а не где-то там, через восемь метров хилый ручеек. Вот лично мне за последние годы не встречались проекты с таким уровнем проработки... А все потому, что специалисты нынче не в чести, они никому не нужны, их никуда не зовут. Почему? Потому что специалисты, товарищи, мешают воровать.