?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

P6011251

Музыкальный фестиваль имени Михаила Глинки в этом году пройдет в Смоленске в 47-й раз. Нынче Смоленская область станет естественным центром торжеств, посвященных 200-летию со дня рождения композитора, и фестиваль по идее должен стать более значительным событием, чем в предыдущие годы. Его проведение фактически взял на себя всероссийский оргкомитет по подготовке к юбилею М.И.Глинки, сопредседателями которого являются министр культуры Швыдкой и губернатор Маслов.

Если говорить о подлинно музыкальных мероприятиях, то смоленский фестиваль – лишь одно и, похоже, не самое в их перечне престижное. В рамках юбилейных торжеств фестивали искусств пройдут в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России, а торжественный гала-концерт состоится в Большом театре. Многие уже сейчас опасаются, что охватывающие столь широкую территорию мероприятия оставят Смоленск без гостей, а визиты высокопоставленных лиц – тот главный признак, по которому в России почему-то принято судить о качестве и размахе праздника. Поскольку Глинка – «наше все» не в меньше степени, чем Пушкин, торжества в его честь могут сосредоточиться не там, где они выглядели бы естественно, не на родине композитора, а в совсем других местах, отличающихся большим количеством государственных символов на квадратный метр территории.

«После юбилея должны остаться конкретные объекты!» - сказал первый вице-губернатор Александр Щелоков на заседании областного оргкомитета, имея в виду, скорее, строительно-монтажные и ремонтные работы, запланированные в ходе подготовки к празднику. Конкретные объекты – это музей-усадьба Глинки в Новоспасском и автодороги, позволяющие туда добраться, бюсты композитора, здание филармонии в Смоленске. Музыкальный фестиваль в число «объектов» не входит. Во-первых, его подготовку взял на себя всероссийский оргкомитет. Во-вторых, фестиваль – сорок седьмой по счету, и через год, и через пять лет мы снова будем его проводить. В-третьих, музыка не конкретна, ее руками не пощупаешь.

Что же до всероссийского комитета, то он выделил на фестиваль в Смоленске просто страшные деньги – целых 300 тысяч рублей (для сравнения: концертный рояль, который в честь юбилея будет передан областной филармонии Министерством культуры РФ стоит 2 миллиона, реставрация памятника Глинке на Блонье оценена в 200 тысяч).

Чего нам ждать?

Несомненно, 47-й фестиваль запомнится больше предшествующих – уже потому, что на него 300 тысяч рублей выделяется. Приятно, что в 2004 году его уровень будет выше обычного, как того и требует юбилей композитора. Музыка в Смоленске традиционно будет звучать с 28 мая по 7 июня, и, как сообщила членам областного оргкомитета директор филармонии Валентина Елисеенкова, в основу программы ляжет «творческое наследие основоположника русской классической музыки». В афише фестиваля будут представлены все жанры – симфоническая, камерная, вокальная музыка, классическое и народное искусство. Главными событиями, судя по озвученным г-жой Елисеенковой планам, станут выступления Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», художественным руководителем и главным дирижером которого является знаменитый музыкант Юрий Башмет, и Государственного академического симфонического оркестра имени П.И.Чайковского (художественный руководитель и главный дирижер – обладатель всех возможных регалий Владимир Федосеев). В Смоленск приедут Государственный академический камерный оркестр под руководством народного артиста СССР Владимира Минина, камерный оркестр духовых инструментов Военной академии РВСН имени Петра Великого, «Терем-квартет», хорошо знакомый смоленским меломанам, молодое дарование – победитель Международного конкурса имени Чайковского пианист Денис Мацуев; солисты Академии молодых оперных певцов Мариинского театра и другие гости. По словам г-жи Елисеенковой, составление программы фестиваля тесно связано с размером выделенных средств: было бы денег больше, можно было бы и Дмитрия Хворостовского пригласить. Член оргкомитета, большой смоленский поэт Виктор Смирнов тут же заявил: «На Хворостовского надо найти деньги!». Эта реплика на заседании была единственной, имеющей отношение к программе 47-го музыкального фестиваля имени Глинки. Зато один из членов оргкомитета заговорил о том, что нужно обеспечить внимание российских журналистов и широкое освещение ими фестивальных мероприятий. На этом, а также на недавнем публичном упреке в адрес смоленских журналистов, которые совершенно не писали о прошлогоднем фестивале, хотелось бы остановиться.

Нужен информационный повод!

Не знаю, какие усилия для освещения фестиваля российскими журналистами предпринимались официальными структурами области в прошлом году. Со своей стороны могу сказать, что лично посылал приглашения приехать в Смоленск коллегам из регионов ЦФО, специализирующимся на освещении культурных событий, корреспондентам Агентства культурной информации. И могу точно сказать, почему они приглашение не приняли: им было неинтересно. Ну, не было в программе фестиваля ничего, что могло бы привлечь их внимание, ради чего стоило бы отправиться в Смоленск! Журналистам интересны культурные события, новые концепции, подходы и трактовки, неожиданные музыкальные редакции известных произведений. Визит же именитого музыканта в Смоленск, если он намерен показывать то же, что ежедневно делает в Большом театре, – событие лишь для Смоленска.

Говорят, что фестиваль имени Глинки в Смоленске - единственный всероссийский фестиваль, выживший с советских времен. Но этот бесспорный факт, если мы хотим говорить о его значимости в масштабах России, сам по себе ничего не значит. В течение долгого времени наш, смоленский подход к организации этого мероприятия не меняется. Сам Глинка, который для своего времени был новатором, находки которого до сих пор используются даже такими адептами академического авангарда, как Карл-Хайнц Штокхаузен, как-то закостенел и почти весь свелся к трехкратному исполнению увертюры к опере «Руслан и Людмила» в течение шести фестивальных дней. Непонятно, почему это он – основоположник, почему говорят, что он синтезировал нечто новое, почему в определениях его музыки акцент ставится на слове «русская», и почему, несмотря на такую особенность, музыка Глинки «классическая».

Год назад автор этих строк побывал на XVIII фестивале современного искусства имени Николая Рославца и Наума Габо в Брянске. Вот его освещали: приехало несколько десятков журналистов со всей страны, и достаточно сказать, что орловское телевидение впоследствии показало посвященный ему сорокаминутный фильм (какое, казалось бы, орловцам дело до Брянска?). По итогам фестиваля организаторы выпустили высококачественный буклет с двумя компакт-дисками, на которых собран видео-, аудио- и печатный материал, посвященный фестивалю (его не стыдно показать любому потенциальному спонсору). О публикациях в газете «Культура» и других специализированных изданиях и говорить нечего. В порядке обмена мнениями я спросил у бессменного организатора брянского фестиваля, композитора и музыканта Марка Белодубровского, как бы он – человек, умудряющийся приглашать в Брянск Марка Пекарского, Евгения Гришковца, «Студию Новой музыки», «Провинциальные танцы» и других ярчайших представителей современного российского искусства - построил программу фестиваля имени Глинки.

Другой взгляд

Как сказал г-н Белодубровский, Глинка настолько многогранен, что каждый день фестиваля можно посвятить одной из его ипостасей. Глинка – «западник», поскольку его творчество адекватно тенденциям развития мировой музыки. Глинка – «народник» (речь о той самой «русскости», неразрывной связи его произведений с русской народной музыкой). Глинка – авангардист, поскольку некоторые введенные им новшества в композиции были и остаются революционными. Глинка – классик, поскольку его произведения лежат в основе современной музыки. Плюс Марк Анатольевич предложил бы заранее объявить всероссийский конкурс произведений, в которых в музыкальной форме было бы зашифровано имя композитора. Такая программа, с его точки зрения, могла бы в первую очередь заинтересовать музыкантов – российских и зарубежных, перевести разговор в ту плоскость, когда говорят не о гонораре, а о творческом любопытстве, об участии в чем-то новом. Если мероприятие перейдет из «ежегодно-отчетной» в творческую плоскость, если музыканты сами захотят в Смоленск, не нужно будет убеждать журналистов приехать к нам в гости. И количество желающих стать спонсором фестиваля, обещающего стать культурным явлением, резко возрастет. Для этого организаторам фестиваля имени Глинки нужно подойти к делу не как всегда, а творчески. Нужен, говоря модным языком, менеджер – фигура, которая в настоящее время играет важнейшую роль в любых культурных событиях России и остального мира. Пусть она возникнет в Смоленске не в этом году, пусть к 50-му фестивалю. Лишь бы возникла.

"Рабочий путь", 3 февраля 2004 года