?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

SobachieSerdze

Пару дней назад закадычный мой приятель Виктуарыч, гуманитарий-надомник, сообщил мне о существовании итальянского фильма «Собачье сердце» по роману Михаила Булгакова и даже дал ссылочку. И вот сейчас я его посмотрел. Поразительное разочарование! Я-то считал «Собачье сердце» Владимира Бортко лучшим фильмом «перестроечной» поры, да и для кинорежиссера, по-моему, это стало верхом карьеры – во всяком случае, потом, когда он взялся за «Мастера и Маргариту», помню, все только и твердили: кому, как не Бортко, снимать Булгакова, после гениального его «Собачьего сердца»!

Так вот, итальянский фильм Cuore di cane вышел в 1976 году. Режиссер Альберто Латтуада, в роли профессора Преображенского – Макс фон Зюдов, а Шариков там зовется Бобиковым. Владимир Бортко выпустил свою работу в 1988-м, и его фильм – банальный римейк. По сути, взят готовый сценарий, скопированы интерьеры, позаимствована основная часть образов… Не знаю, как все это у киношников точно называется. Да, оба режиссера очень бережно обошлись с булгаковской повестью, и, конечно, замечательный Евгений Евстигнеев украшает фильм Бортко, и Филипп Филиппович – одна из самых замечательных сыгранным им ролей. Но и Макс фон Зюдов – матерый человище! И одно дело, когда фильм появляется на экране через год после первой публикации романа Булгакова на родине, в журнале «Знамя», и режиссер, весь такой в белом, мало того, что рубит правду-матку, но и возвращает народу часть его культуры, запрещенной совдепом, и совсем другое – когда оказывается, что это всего лишь римейк. И слушая сейчас любительский перевод этого итальянского фильма, кажется, что его читают по субтитрам отечественного «Собачьего сердца»!

Примерно такие же чувства, помню, я испытал, когда впервые оказался в Центре Помпиду. Когда-то, в перестройку, музыканты, поэты и художники существовали вместе: на рок-концертах читали стихи, на выставках картин играли концерты, и там, и сям устраивались перформансы, все было таким новым, необычным. Художники выставляли невероятные работы – такие замысловатые, таинственные, глубокомысленные, концептуальные. О, думалось, вот это люди, вот это мыслители! Ну, ладно, то время прошло, хотя и вспоминается с теплыми чувствами, но вот однажды оказываешься ты в Центре Помпиду, и видишь, так сказать, оригиналы… И оказывается, что все, что нам, еще и не освободившимся от железного занавеса, в «перестройку» казалось таким гениальным и радикальным, таким решительным развенчанием принципов социалистического реализма, на самом деле появилось лет на тридцать раньше, и к концу 80-х не сказать, чтобы устарело, что уже было причислено к классике современного искусства. Но в те несколько лет, пока этот факт не стал очевидным, многие, сумев оказаться более информированными, наделали ремейков и прославились.

Собственно, этот способ и сейчас позволяет отдельным творческим гражданам успешно существовать и пускать пыль в глаза, хотя, конечно, появление Интернета чрезвычайно осложнило его использование. Один смоленский фотограф, было как-то дело, восторженно показывал мне свои работы, подавая их как гениальные и жутко новаторские, а мне сразу вспомнились немецкие и чешские фотожурналы, которые мы с моим соседом Вовкой, будучи в начале 80-х годов прошлого века пытливыми подростками, любили рассматривать. Журналы эти были в дефиците, как почти все в совке, но отец Вовки где-то их раздобывал, оборачивал обложки калькой и очень берег – мы только что перчаток не надевали, чтобы их посмотреть! Так вот, все творческие находки, которыми в XXI веке пытался поразить смоленскую публику этот самый мой знакомый фотограф, были уже в тех журналах. И стоили они, по-моему, подороже – просто в силу того, что не было в то время ни цифровых фотоаппаратов, ни программы Adobe Photoshop.

В общим, ничего нового вроде бы не произошло, но история с «Собачьи сердцем» все-таки задела. Просто фильм Бортко действительно очень хороший.

SobachieSerdze (1)

Домком. Вот такой тут Швондер (в центре). 

SobachieSerdze (2)

Профессор Преображенский.

SobachieSerdze (3)

Бобиков в доме у профессора.

SobachieSerdze (4)

Бобиков танцует в трактике. 

SobachieSerdze (5)

Доктор Борменталь.

SobachieSerdze (6)

Сцена с документами о трудоустройтве.

SobachieSerdze (7)

Бобиков и его невеста Васнецова.

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
vladiksek
Nov. 24th, 2012 08:21 pm (UTC)
Хотел скачать, но после этих кадров раздумал. Видимо - клюква. Хотя, м.б. не такая уж и развесистая.))) Шариков - какой-то худой Мамука Кикалейшвили или Миша Галустян.
Все-таки фильм Бортко - Евстигнеев и Толоконников. И все актеры второго плана. И детали русской собачьей жизни...

Думаю, сам Бортко тогда не видел итальянцев. Просто попал в точку.
Все мы в перестройку начали спускаться с пальмы, жопой вперед. И шустрилы разводили нас, как лохов - тут ты прав на 100500.
А пальма над головой всё шумит...
raichev
Nov. 24th, 2012 08:29 pm (UTC)
Никакой клюквы. Очень близко к книге, ну, есть некоторые забавные детали - большевик, скажем, крестится, намек на эротику кое-где появляется, но это же итальянский фильм, в конце концов! А так - никаких стилистических и эстетических замечаний.
Убежден, что Бортко его смотрел - просто это сразу становится ясно, когда сравниваешь. И камера с той же точки снимает, и одежда, и даже Шариков домой на грузовике приезжает. И ничего нового в этом нет. Все когда-то, открыв рот, смотрели Михалкова/Кончаловского, а когда стал доступен французский артхауз, стало понятно, что их фильмы - просто сборник цитат.

Edited at 2012-11-24 08:31 pm (UTC)
vladiksek
Nov. 24th, 2012 09:38 pm (UTC)
Просто я не выношу даже намека на клюкву - у них и у нас. В 90-е начал смотреть американский "В круге первом", по Солжу. А там, все тюремные надзиратели - Герои Советского Союза. С тех пор аллергия на их экранизации.
А здесь на фото - водка в бокалах. И в релизе на трекере написано, что ляпов много - я не вынесу.))) Не буду качать.
А насчет Бортко, может ты и прав. "М и М" это подтверждает.
a_shkolnikov
Nov. 24th, 2012 10:18 pm (UTC)
Недавно видел интересную подборку песен:
наш Эмиль Горовец перепевает их песни - но смотрится это довольно мило :)
http://avmalgin.livejournal.com/3436391.html

Соглашусь с предыдущим комментатором: по виду картинок, итальянский фильм смотреть не хочется...
bagdasar
Nov. 24th, 2012 10:07 pm (UTC)
Видел, конечно. И некоторые сцены скопировал практически 1:1. Но наше лучше, и актёры и цветовое решение...
sergei_muhanov
Nov. 25th, 2012 03:22 pm (UTC)
Центр Помпиду и БГ
Дмитрий, а у вас не возникало "эффекта Центра Помпиду" в случае с Борисом Гребенщиковым? Я не то чтобы хочу поднас...ть на голову артисту, но, думается, с падением "железного занавеса" удивлять публику ему стало гораздо сложнее. Отсюда и запойное слушание любой музыки, вообще любой, из которой всегда можно что-то поднатырить. А весь отслушанный архив теперь можно загружать, не называя исполнителей, в "Аэростат"...
Обращаюсь на "вы" не из въедливости, а больше для традиции (фамильярничать - значит, получить информационно заниженный ответ).
raichev
Nov. 25th, 2012 06:28 pm (UTC)
Re: Центр Помпиду и БГ
Ха! Это вообще больная тема. Что "Сергей Ильич" - кавер T.Rex, я понял сразу, когда услышал "Треугольник", поскольку Марка Болана слушал, но основные разочарования произошли уже в нулевых. Просто потому, что я, например, никогда не слушал Боба Дилана, и никто из моих друзей, которые в свое время увлекались черт знает чем, какими-нибудь там невозможными Blue Oyster Cult, его не слушал, и что там он играл в 60-х, никто из нас просто не знал. И вот когда я, наконец, послушал Дилана, я, конечно, почувствовал горечь... Мне, скажем, очень нравится "Песня № 2", а она, оказывается, в действительности называется Just Like Tom Thumb's Blues. Конечно, остается русский текст, остаются несколько по-настоящему великих альбомов, где заимствованиями не пахнет, остается тот довод, что когда "Аквариум" драл Дилана, не было и намека на то, что его музыка однажды станет доступной, так что изготовление каверов выглядело этаким культуртрегерством... Но, конечно, "что-то, что-то, что-то не так".
Ну, насчет "Аэростата" я ничего не знаю, так что оставляю без комментариев.
sergei_muhanov
Nov. 25th, 2012 06:55 pm (UTC)
Re: Центр Помпиду и БГ
Спасибо за развёрнутый ответ. "Древнерусская тоска" мне вообще напоминает песенку Marie-Jeanne Джо Дассена...
raichev
Nov. 25th, 2012 08:15 pm (UTC)
Re: Центр Помпиду и БГ
Ну, это уж перебор.
sergei_muhanov
Nov. 25th, 2012 09:39 pm (UTC)
Ладно, тогда ближе к Булгакову. Мой родственник разместил когда-то в блоге довольно неожиданный комментарий, касающийся самого произведения "Собачье сердце". Вот фрагмент:
"Именно потому, что мысли автора книги воспроизведены в фильме четко и недвусмысленно, можно сейчас говорить об оппозиции к ним. О чём, собственно, «Собачье сердце»? Оно, в конечном счете, о том, что интеллигенция своими благородными, но неловкими усилиями освободила огромную, живущую дурными инстинктами, неуправляемую, тёмную массу народа. Вывела эту массу на арену истории. А масса оказалась животная, хамская, уголовная, принципиально невоспитуемая. Интеллигенция пришла в ужас и с трудом затолкала быдло обратно, на его место. Читатели и зрители «Собачьего сердца» внимали всему этому с восторгом узнаванья, горячо сочувствуя благородным героям-интеллигентам и не понимая, что книжка эта, как и фильм – оскорбительный пасквиль на их бабушек и дедушек, которые в большинстве своём были русскими крестьянами, задавленными нищетой и бескультурьем. Крестьяне нашли в себе силы подняться и изменить свою жизнь, их внуки стали цивилизованными городскими жителями, многие с высшим образованием. А коллективный собирательный портрет людей, вырвавшихся из назначенного им скотства, представлен в виде мерзейшего Шарикова! Но перестроечная аудитория этого не видела, не понимала. В своих дедушках каждый из аплодирующих «Сердцу» числил благороднейших Филипп Филиппыча и Борменталя, плохо сознавая, что филипп-филиппычей на всех нас элементарно не хватило бы, а восхищение барином и презрение к своим же, но крепостным, есть настоящее холопство.
Отношение, с которым Михаил Афанасьевич описывал страшное для него взбунтовавшееся простонародье, весьма сходно с взглядом другого писателя, Ивана Бунина в «Окаянных днях». Вот какой путь проделала наша интеллигенция, от Тургенева и Толстого, мучившихся от несправедливости тяжкой народной доли, к ужасу либерального барича, столкнувшегося со своим народом лицом к лицу и отшатнувшегося от него..."
raichev
Nov. 26th, 2012 09:22 pm (UTC)
Весьма сомнительное суждение. "Оно, в конечном счете, о том, что интеллигенция своими благородными, но неловкими усилиями освободила огромную, живущую дурными инстинктами, неуправляемую, тёмную массу народа. Вывела эту массу на арену истории", - если это попытка провести параллель с 17-м годом, то крайне неудачная и даже, думаю, злонамеренная. Октябрьскую революцию совершила не интеллигенция, а группа авантюристов, так называемых "профессиональных революционеров", извративших марксизм с целью захвата власти, захвативших ее (власть) и сформировавших впоследствии из себя новый эксплуататорский класс номенклатуры. Да и Ленин считал интеллигенцию "говном".

Edited at 2012-11-26 09:23 pm (UTC)
daryssimo
Dec. 28th, 2012 05:31 am (UTC)
Вчера только посмотрела советское "Собачье сердце". Спасибо за рецензию. В университете учила итальянский. Пойду поищу теперь этот фильм. :)
( 12 comments — Leave a comment )