?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



15 февраля 1957 года исполнилось сто лет со дня смерти Михаила Ивановича Глинки. Юбилейная дата незамеченной не осталась: непосредственно 15 февраля дело ограничилось митингом у памятника композитору на Блонье в Смоленске, а вот 24 февраля в драматическом театре состоялись торжественное собрание и большой концерт, в котором приняли участие композитор Ю.А.Шапорин, певец И.С.Козловский, Государственный симфонический оркестр СССР и многие другие солисты и инструменталисты.

По удивительному стечению обстоятельств, мероприятия, посвященные столетию со дня смерти композитора, дали толчок к возникновению в Смоленске музыкального фестиваля имени М.И.Глинки – одного из немногих в России, сохранившихся до наших дней. И газета «Рабочий путь» имела к тем событиям самое непосредственное отношение.

Справка:
Иван Семенович Козловский (1900-1993 г.г.), народный артист СССР, пел в Большом театре в 1926-1954 годах. Певец неповторимого артистического обаяния, музыкант, с именем которого связана история современного вокального искусства, бывший примером для нескольких поколений артистов, художник, неустанно ищущий, совершенствующий уже найденное и никогда не останавливающийся в поисках идеала. Прозрачный, ровный голос красивого, нежного тембра, со свободным верхним регистром, естественное дыхание, тончайший музыкальный слух, эмоциональность, теплота и искренность исполнения, драматическое дарование отличали все 50 оперных партий артиста - Владимир Дубровский, Берендей, Фауст, граф Альмавива, Ленский, Лоэнгрин, Альфред. Образ глубокого эпического обобщения и трагической силы создал Козловский в опере "Борис Годунов".


Знаменитый тенор выступал в Смоленске не раз, но смоленские выступления Ивана Козловского в рамках памятных мероприятий, посвященных 100-летию со дня смерти М.И.Глинки, оказались особенными. Певцу довелось выступить с духовым оркестром под управлением дирижера А.К.Марчука. Иван Козловский остался настолько доволен получившимся сотрудничеством, что через некоторое время направил в редакцию газеты «Рабочий путь» открытое письмо, адресованное Александру Константиновичу.

Письмо Козловского
«Пишу Вам то, что не удалось сказать во время встречи в Смоленске на глинковских торжествах. Хочу прежде всего поблагодарить Вас за творческое содружество в наших совместных выступлениях. Начну с того, что особенно тронуло. Чувство патриотизма и чувство гордости гением Глинки и русским искусством пережили мы еще и еще в момент возложения венков к памятнику великого композитора. В парке том, где некогда в раздумьи бродил Михаил Глинка, возвышается прекрасный памятник ему. И как бы Глинка в себя ни верил, не мог он себе представить, что век пройдет, а на этом же месте, у его монумента, будет звучать знаменитое «Славься!», что советские люди, его земляки-смоляне, пережившие столько горя и вложившие столько труда в восстановление разрушенного войной, а ныне героически строящие новую жизнь, придут в этот прекрасный зимний день с благоговением и достоинством почтить его—М. И. Глинку. (…)
Пишу Вам, уважаемый маэстро, частное письмо, но то, что собственно, побудило меня, певца, взяться за перо, заставляет обратится к помощи редакции. Дело вот в чем. При воспоминания о глинковских днях возникает мысль, которой мне хочется поделиться и с Вами, и с читателями «Рабочего пути». Почему бы ежегодно не отмечать глинковскую дату на родине великого композитора? Не обязательно в феврале. Скажем — летом, в день рождения М. И. Глинки, когда очень многие смогли бы приехать в Новоспасское. Я читал в вашей газете, что на родине Глинки колхозниками проводится праздник песни. Но такие праздники можно и нужно проводить с гораздо большим размахом. Если, скажем, на вагнеровские торжества приезжают люди из разных стран, то каждая республика Советского Союза с радостью и гордостью, несомненно, выделила бы для выступления на родине Глинки творческую группу. Поездка московских артистов в таком внушительном количестве (симфонический оркестр и солисты!) была организована за несколько часов. При желании можно осуществить поездки и прием ряда творческих коллективов.

Может быть, Вам и Вашим коллегам-музыкантам следовало бы совместно с другими творческими работниками Смоленщины обсудить этот вопрос и поставить его перед руководящими организациями.

Желаю всего доброго, творческой радости.
И.КОЗЛОВСКИЙ,
народный артист СССР».


* * * * *
Вот с этого письма в «Рабочем пути» и начался фестиваль имени М.И.Глинки в Смоленске. К чести редакции, она не забыла о предложении великого тенора, охотно представив свои страницы для обсуждения поступившего от него предложения. В течение 1957 года в «Рабочем пути» выступили Александр Марчук, выразивший мнение всего коллектива своего оркестра, руководители областной филармонии, поэт Николай Рыленков, возглавлявший тогда Смоленское отделение Союза писателей СССР, работники музыкальной школы имени М.И.Глинки, областного управления культуры, а также простые смоляне. Все они поддержали идею о проведении ежегодного музыкального фестиваля на Смоленщине.

Первый фестиваль было решено провести летом 1958 года. К его подготовке были привлечены достаточно большие силы, что позволило добиться успеха и сформулировать некие правила, в соответствии с которыми фестиваль живет по сей день. За эти годы в Смоленске, Новоспасском и районных центрах побывало множество известных всей стране музыкантов. К нам приезжал знаменитый дирижер Евгений Светланов, пианист Эмиль Гилельс, певцы Александр Ворошило, Евгений Нестеренко, Мария Биешу, композиторы Георгий Свиридов и Тихон Хренников. Уже в мае 1979 года директор областной филармонии И. Хацкевич подвел на страницах «Рабочего пути» некоторые общие итоги ежегодного фестиваля: «Наш мемориал Глинки вступил в третье десятилетие и является старейшим в стране музыкальным фестивалем. Он уже имеет свою славную историю. Мы вправе гордиться тем, что в разные годы на протяжении четверти века принимали у себя лучшие симфонические и народные оркестры страны, все знаменитые хоровые коллективы, блестящую плеяду прославленных вокалистов и инструменталистов».

В настоящее время можно смело сказать, что фестиваль имени Михаила Глинки является приметой Смоленской области, однако размаха вагнеровских торжеств, который грезился Ивану Козловскому, он так и не достиг. Еще в 1983 году в свет вышла книга Георгия Сальникова «Глинка в Смоленске», в которой автор, повествуя о фестивале, пишет: «Действительно, ежегодные музыкальные фестивали имени Глинки, проводимые на его родине, воспринимаются как своего рода памятник великому композитору от благодарных потомков. Хотелось бы только, чтобы они носили не местный характер, а приобретали черты всероссийского (если не всесоюзного) праздника музыки. Тогда, как и пушкинские дни поэзии, они станут привлекать внимание музыкальной общественности всей страны и найдут отражение в центральной прессе, на радио и на телевидении. Имя Глинки и то, что им сделано для расцвета отечественной музыки, заслуживают этого». Несмотря на то, что столь здравое суждение было высказано двадцать лет назад, фестиваль имени Михаила Глинки в Смоленске так и остался событием местного масштаба – маленьким и уютным. С ним не связаны громкие премьеры и шумные события всероссийского масштаба, даже в нынешних условиях он умудряется не отступать от много десятилетий тому назад разработанной концепции и обходиться без современного, рыночного менеджмента. Он по-прежнему зависит от готовности чиновников выделять средства на поддержку культуры и не особенно стремится к самодостаточности. Ивану Козловскому виделось нечто другое…

"Рабочий путь", 19 мая 2004 года