?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Три года вместе

 

Сегодня исполняется три года с того дня, как губернатором Смоленской области был избран Виктор Маслов. Одновременно с главой исполнительной власти к работе приступили вновь избранные депутаты Смоленской областной Думы III созыва.

Подводить итоги двух лет работы областной исполнительной власти было легче – ниже скажу почему. Сделанные год назад выводы сводились к развенчанию нескольких мифов. Во-первых, уже тогда стало ясно, что сама фигура губернатора, его политические взгляды и взаимоотношения с Кремлем на темпах социально-экономического развития региона практически не отражаются. Размеры субсидий, дотаций и иных финансовых поступлений из федерального бюджета рассчитываются по сухим математическим формулам, которые учитывают, скажем, численность населения области, но не берут в расчет факторы, характеризующие ее губернатора. Во-вторых, было доказано, что социально-экономическое развитие полностью зависит от тенденций, свойственных стране в целом – никакие прорывы в отдельно взятой области невозможны. У органов исполнительной власти субъекта Федерации нет рычагов воздействия на две главные для нашего региона отрасли – машиностроение и электроэнергетику - и нет ресурсов для того, чтобы совершить рывок в какой-либо другой сфере.

Из этих двух постулатов следовал главный вывод: в эпоху Владимира Путина личность главы администрации Смоленской области перестала играть существенную роль. А прошлой осенью этот вывод подтвердил и сам президент, отменив всенародные выборы российских губернаторов.

Как только президент объявил о своем намерении назначать глав российских регионов, возникла мысль, что у губернатора больше не будет особой нужды в контактах со средствами массовой информации. Он назначен главой государства, исполняет его поручения и отчитывается не перед народом с помощью СМИ, а перед работодателем – президентом. Теоретические выкладки, начиная с осени прошлого года, успешно доказываются эмпирическим путем. Губернатор крайне редко участвует в ежемесячных, совместных с председателем Смоленской областной Думы пресс-конференциях, уменьшилось количество официальных мероприятий, на которые приглашается пресса. Именно поэтому выше и было отмечено, что подводить итоги двух лет работы органов государственной власти Смоленской области было легче. Происходящее, впрочем, выглядит логично.

В информационном поле продолжает работать Смоленская областная Дума. Здесь нельзя не упомянуть недавний затяжной спор депутатов с начальником департамента финансов, бюджета и государственного заказа Игорем Скобелевым по поводу распределения дополнительных доходов бюджета, образовавшихся в результате увеличения ставок транспортного налога. Зная о том, что в прошлом году дефицит областного бюджета удалось свести к нулю, депутаты предложили не трогать деньги, предназначенные для дорожной отрасли, а увеличить на необходимую сумму бюджетный дефицит. В ответ г-н Скобелев сообщил, что после посещения Министерства финансов он полностью уверился в том, что увеличивать дефицит областного бюджета нельзя. Это заявление неприятно удивило депутатов, поскольку именно себя, а вовсе не Минфин, они считали ответственными за параметры областного бюджета. Тем не менее, сложившуюся в стране конструкцию не очень удачное заявление Игоря Скобелева прекрасно характеризует. Все больше решений принимается в Москве, все меньше зависит от талантов и умений региональных законодателей. Это не очень стыкуется с положениями Конституции РФ, но почему-то находит понимание у населения. По-прежнему считается, что все умные живут в Москве, что из столицы все видно лучше.

Кстати, именно в этом году областной администрации - как никогда ранее - приходится признаваться в забывчивости. В областной бюджет не включили средства, необходимые для лекарственного обеспечения региональных льготников, забыли учесть отмену льготных тарифов для предприятий агропромышленного комплекса, не предусмотрели необходимость погашения задолженности перед СО ФОМС по платежам на неработающее население, не запланировали возврата давно полученных кредитов и так далее. Если все это происходит потому, что бюджет Смоленской области верстается по столичным лекалам, приходится признать: качество минфиновских методик не выдерживает никакой критики.

Все вышесказанное подводит нас к выводу: в стране остался один-единственный источник хороших для населения новостей, и он находится в Кремле.

Впрочем, дело не в президентской вертикали власти, из-за построения которой органы государственной власти субъекта РФ не могут принимать решения. На самом деле, они… и не должны их принимать! Недавно об этом очень доступно рассказал журналистам председатель Смоленской областной Думы Владимир Анисимов. «Мы с вами все читали Конституцию, - заявил он. – Какова обязанность власти? Обеспечивать выполнение социальных программ, заниматься образованием и здравоохранением. Сейчас у власти нет задачи решать проблему трудоустройства, нет задачи обеспечивать население жильем, нет задачи оказывать помощь селу и так далее – во всяком случае, эти задачи не стоят перед органами государственной власти субъекта Федерации. Нет такого в Конституции! По старой памяти мы пытаемся что-то сделать, потому что не все люди ее прочитали, не все понимают». Вот, собственно, и все.